Личный кабинет
   

 

Человек — это неповторимый мир, личность с определенными устойчивыми
 особенностями отражения действительности и поведения.

М.Л. Чухловина

Когнитивные функции - восприятие, познание и понимание действительности - волновали врачей, философов и психологов во все времена.

Френсис Гальтон (1822-1911 гг.) обладал исключительными умственными способностями (IQ = 200). Родился он в 1822 г. в Англии, став самым младшим в семье из 9 детей. Его отец был процветающим банкиром, принадлежавшим к богатому и известному роду, давшему многих известных государственных деятелей, священнослужителей и военачальников. В возрасте 16 лет по настоянию отца Френсис начал изучать медицину и потом работал ассистентом врача.

Под впечатлением эволюционного учения своего кузена Чарльза Дарвина в физическом и психическом развитии человека он придавал большое значение фактору наследственности. Занимаясь экспериментально-психологическими исследованиями (изучал пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и другие психические процессы), Гальтон обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей. Для изучения этой вариативности он изобрел ряд специальных методик. Изучив и статистически обработав огромный биографический материал, касающийся родственных связей выдающихся личностей Англии, Гальтон утверждал, что высокая даровитость определяется степенью и характером родства. Например, шанс родиться талантливым имеет только один из четырех детей.

В изучении вопроса о происхождении умственных способностей Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты. Он разослал крупнейшим ученым обстоятельную анкету, по материалам которой была написана монография «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874).

В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. На международной выставке в Лондоне в 1884 г. Ф. Гальтон в целях исследования как можно большего числа людей организовал специальную лабораторию, через которую прошло свыше 9 тысяч испытуемых («Исследование человеческих способностей», 1883). Он утверждал, что человеческий род можно улучшить тем же путем, каким выводится новая порода собак или лошадей - путем соответствующих браков в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евгеникой.

Понятие «евгеники» впоследствии использовалось для выделения особой «породы» людей, отобранных среди тех, кто выделялся своим высоким уровнем одаренности. Эта идея была антигуманной, хотя сам Гальтон поставил ее совсем не как социальную, но как важную медицинскую и психологическую проблему учета наследственных факторов в развитии человека.

Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из основных методик в лаборатории Гальтона. Этот метод прочно вошел в науку независимо от тех теоретических положений, которые соединял с ним сам автор.

Статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Это получило большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (памяти, мышления, личности), по существу, изменили общий облик психологии, дав возможность сформировать систему объективных методов психологического исследования людей.

Идея интеллектуального тестирования подхвачена Дж. Кеттелом в конце XIX- начале XX века. Он основал такую же лабораторию в Кембридже, затем при Колумбийском университете и стал изучать интеллектуальные различия по тестам, идентичным  тестам Гальтона.

Американский психолог, один из первых специалистов по психометрии и психодиагностике. В 1890 году Дж. Кеттелл предложил термин «умственный тест» - «mental test». Кеттелл призывал материально поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и не останавливаться перед стерилизацией «умственно неполноценных».

В начале XX в. большое внимание уделялось изучению проблемы умственного развития и умственной деятельности, феноменам креативности и гениальности, разработке психологических тестов. Рассмотрение этих вопросов требовало создания тестов для оценки высших корковых функций в целях выявления отличий между талантом и гением.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям. Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские. Впервые опубликованы в 1917-1919 годах. Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения). Армейские модифицированные тесты существуют и сейчас в целях профотбора.

Ограниченностью интеллектуального тестирования  являлось то, что нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности. Появилось направление диагностики специальных способностей. Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Впервые понятие коэффициента интеллекта (IQ), было введено в 1912 году немецким психологом и философом Уильямом Льюисом Штерном. Первые IQ тесты появились на свет в 1916 году. С тех пор интерес к уровню коэффициента интеллекта многократно возрос и как следствие появилось огромное количество IQ тестов. В основе всех тестов на IQ лежат логические задания разного уровня сложности. Однако IQ тесты не имеют какого-то единого стандарта, и в настоящий момент и в литературе и в интернете присутствует огромное количество IQ тестов. Причем большая часть этих тестов далека от определения настоящего уровня IQ. Многие тесты созданы модными журналами и интернет изданиями.

Среди настоящих IQ тестов, можно выделить IQ тест Айзенка. В этом тесте представлены задания разного типа, это и графические задания, и задания на счет, и задания связанные с комбинаторикой. Так же существуют тесты на определения уровня коэффициента интеллекта Кеттелла, Векслера и т.д.

Средним результатом теста, является уровень IQ в 100 баллов. Это примерно 50% населения, соответственно 25% лежать ниже 100 балов и 25% лежать больше 100 баллов.

За время существования IQ тестов были выявлены интересные факты. Например, была установлена связь между уровнем IQ населения и ВВП страны. Соответственно чем больше уровень IQ тем больше внутренний валовой продукт страны. Так же была выявлена связь между достатком человека и уровнем его IQ. Чем выше уровень IQ человека, тем выше его достаток, и это не зависимо от того в какой сфере этот человек работает и какое имеет образование.

Начавшееся после второй мировой войны бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, появление в 50-е годы первых "думающих" машин, пытающихся решать логические задачи, играть в шахматы, понимать устную и письменную речь, переводить ее на другие языки, вынудили по-новому взглянуть на процессы мышления, познания и понимания. В середине 50-х годов в центре внимания оказался феномен знания и связанные с ним проблемы получения, хранения, обработки и репрезентации знаний как в голове человека, так и в компьютерной системе.


Когнитивные карты. Интересно, что данный термин появился в работе выдающегося американского психолога, представителя необихевиоризма Э. Толмена "Когнитивные карты у крыс и человека" (1948). Анализируя поведение крыс в лабиринте, Толмен пришел к выводу, что в результате беганья по лабиринту у крысы формируется особая структура, которую можно назвать когнитивной картой окружающей обстановки. "И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции, если вообще они имеются, будет в конечном счете осуществлять животное". Э. Толмен предположил, что когнитивные карты определяют так же поведение людей, и призывал к "расширению" когнитивных карт как к средству борьбы с избытком агрессивности — только так, по его мнению, можно научить людей адекватно ориентироваться в решении жизненных проблем. Таким образом, когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира человека, точнее ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации.

Впервые центр когнитивных исследований был создан в Гарварде в 1960 г. К этой дате относят зарождение когнитивной науки (когнитологии) — междисциплинарного научного направления, объединяющего философию (теория познания), когнитивную психологию, нейрофизиологию, антропологию, лингвистику и теорию искусственного интеллекта. Г. Гарднер предложил схему взаимосвязей внутри когнитивной науки.

В 1980-е годы новозеландский социолог Джеймс Флинн обнаружил: среднестатистические показатели интеллектуального уровня поступательно возрастали на протяжении многих десятилетий. На основе анализа огромного массива данных Флинн пришел к заключению, что человечество умнеет буквально с каждым годом — нынешние молодые люди умнее своих отцов и значительно умнее дедов. Этот феномен сегодня известен как эффект Флинна. По определению, среднестатистический коэффициент интеллекта всего населения земного шара равен 100 единицам.

Флинн протестировал огромное количество молодых людей, а затем сравнил их показатели с результатами аналогичных тестов 20-летней давности. Он обнаружил, что вопреки ожиданиям результаты тестов не совпадают. Нынешняя молодежь оказалась значительно умнее, чем их ровесники двадцать лет назад. Причем задания в старых и новых тестах были одинаковы. Коэффициент интеллекта у современных молодых людей превысил 100 баллов. Флинн провел более 73 экспериментов с 7500 участниками. Он сравнил результаты огромного количества тестов, проведенных между 1932 и 1978 годами, и пришел к выводу, что каждые 10 лет средний показатель IQ увеличивался в среднем на 3 балла, то есть на 3 процента.

Результаты этих экспериментов стали настоящей научной сенсацией. Бесспорно, повышение IQ прежде всего обусловлено более высоким уровнем образования. Но если ограничиться подобным объяснением, то самые серьезные изменения должны были бы проявиться в заданиях на вербальный интеллект и на уровень общей эрудиции. И напротив, тесты на умение решать логические задачи, которые обычно считаются культурно нейтральными и практически не зависящими от уровня общеобразовательных знаний, показали бы более скромные результаты. Однако когда Флинн более детально проанализировал данные тестов на IQ, проведенных в США, результаты оказались неожиданными. Испытуемые отлично справились с логическими задачами, в то время как их вербальный уровень, по сравнению с предыдущими поколениями, почти не изменился.

Тогда Флинн сравнил результаты тестов, проведенных в разных странах, взяв за основу матрицы Равена, которые специально разработаны для того, чтобы определять уровень интеллекта независимо от уровня образования.

Он проанализировал результаты тестов, проведенных среди военных — с 1952 по 1982 год. Причем географический спектр был довольно широк: Израиль, Норвегия, Бельгия, Голландия и Англия. Флинн отметил те же самые тенденции, которые он наблюдал в американских тестах на IQ. И пришел практически к тем же выводам. Уровень IQ с годами повышался почти одинаково в разных странах. Только теперь уровень логического мышления стал почти вдвое выше, чем раньше, когда проводились тесты и на вербальный интеллект, и тесты на умение решать те или иные задачи.

Тот факт, что среднестатистические показатели уровня интеллекта поступательно возрастали на протяжении последних десятилетий, был подтвержден многими исследованиями в разных странах, и никем не оспаривался. Тем не менее никто, в том числе и сам Флинн, не мог объяснить причины этого феномена. Флинн поначалу считал, что полученные данные не могут свидетельствовать о реальном улучшении интеллектуальных способностей. Большинство же ученых придерживались мнения, что интеллектуальная акселерация — научный факт, и отнестись к нему следует со всей серьезностью.

И все же ни один фактор так и не смог до конца объяснить «эффект Флинна». Самое приемлемое объяснение сводится к тому, что окружающая нас информационная среда настолько изменилась, что изменились и мы сами.

 

Источники:
1. www.psyera.ru/frensis-galton-bio.htm
2. Т. Клингберг  "Перегруженный мозг Информационный поток и пределы рабочей памяти", 2010 г.
3. www.iqtester.ru/history_IQ_test.php
4. www.rudocs.exdat.com/docs/index-48651.html