Личный кабинет
   

 

Мозг изнашивается тогда, когда его не используют.
<Бернар Вербер>


Данные большого числа исследований указывают на причинно-следственную связь различных методов когнитивных тренировок посредством определенных компьютерных видео игр, флеш-игр и расширением интеллектуальных возможностей, в т.ч. их средств: памяти и внимания. Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень сделал верный вывод, сравнив «внимание» с «резцом, оставляющим четкий след в нашей памяти». Преподавая в школах, он привнес немало позитивных изменений в существовавшую систему обучения: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

Для запоминания очень важно сосредоточиться, не отвлекаясь, не уплывая мыслями от изучаемого объекта. Вот почему многие упражнения используются для развития и тренировки памяти и внимания одновременно. Они требуют от человека концентрации, которая помогает впоследствии вспомнить даже самые неприметные детали или факты. В мире современных технологий всё это возможно отразить в незамысловатых образах компьютерных видео/ флеш-игр, делая Ваши тренировки более современными, интересными и мобильными в условиях мегаполиса.

Чл.-корр. РАН, директор Института мозга человека РАН С.В. Медведев пишет в своей работе «Цена возможностей и сверхвозможностей мозга»: « … идея об умственной гимнастике не нова. В прекрасно отлаженной старой образовательной системе, особенно в классической гимназии, этому уделялось много внимания. Казалось бы, зачем заучивать наизусть длинные тексты на забытых языках? Но благодаря этой „бессмысленной работе“ наши бабушки, окончившие школы до революции, обладали тренированной памятью. Другой вид гимнастики для ума — переписывание. До сих пор помню, как я ненавидел домашние задания, когда надо было переписывать огромные упражнения. Однако известно, что развитие тонких движений руки развивает мозг. Подобную же роль играет и устный счёт.

В последние сто лет люди стали меньше двигаться. Однако на это быстро обратили внимание: современный человек приезжает на машине в фитнес-центр и там старается скомпенсировать дефицит движения. Мы увеличиваем число часов физкультуры в школе и в своей взрослой жизни — но при этом уменьшаем активность мозга. Никто в здравом уме не скажет: «Зачем заниматься бегом и спортивной ходьбой, когда есть автомобили?» А предложение взять калькулятор и не затрудняться устным счётом кажется нам вполне естественным. Зачем помнить наизусть цитаты, если всё можно найти в Интернете, зачем читать книгу — проще посмотреть экранизацию. На самом деле беда уже у ворот. Мы не оглупляем наших детей, мы уплощаем их разум. Итак, цена, которую надо платить за полную реализацию своих способностей, — тренировка. Ежедневная, без поблажек. Это не вся цена, но её необходимая часть».

Во всем мире проводятся исследования механизмов когнитивных тренировок посредством игровых упражнений. Многие из них остаются пока неясными, однако результаты таких тренировок очевидны.

Объектом изучения влияния когнитивных тренировок в первую очередь стали люди старшего возраста, страдающие от различных вариантов деменции ( в т.ч. болезнь Альцгеймера). Так, например, по данным исследований Maseda A. и соавт., 2013 (Ла-Корунья, Испания), Wolinsky F.D. и соавт., 2013 (Айова, США), Alexandra M. Kueider и соавт., 2012 (Балтимор - Бостон, США), Nouchi R, Taki Y, 2012 (Япония), в результате регулярных тренировок (срок наблюдения составил в среднем до 12 месяцев и более) у пожилых людей с начальными признаками нарушения памяти и здоровых взрослых, в возрастном диапазоне от 50 до 87 лет, было показано улучшение отдельных когнитивных функций, в зависимости от вида тренировок. Был отмечен прогресс различной степени выраженности в зрительно-пространственной ориентации, улучшение показателей рабочей памяти, внимания, скорости реакции. Результаты были оценены с помощью международных стандартных шкал/тестов, в т.ч. Alzheimer’s Disease Assessment Scale-Cognitive Behavior section (ADAS-Cog), Repeatable Battery for the Assessment of Neuropsychological Status (RBANS), Wechsler Adult Intelligence Scale (WAIS), Trail Making Test Part B, Digit Symbol Substitution и др.



В работе японских исследователей Rui Nouchi, Yasuyuki Taki и соавт., 2012 было изучено влияние игр Brain Age и Tetris на когнитивные функции у здоровых молодых людей, в ходе краткосрочных регулярных тренировок в течение 4-х недель по 15 минут в день. Результаты были оценены с помощью стандартных шкал/тестов: Mini-Mental State Examination (MMSE), Frontal Assessment Battery at bedside (FAB), Trail Making Test-B (TMT-B), D-CAT, Digit Span Forward (DS-F), Digit Span Backward (DS-B), Digit Symbol Coding (Cd), Symbol Search (SS) и др. В ходе исследования показано значительное улучшение возможностей рабочей памяти, скорости реакции и исполнительных функций.

Стоит также сказать о понятии «гибкий интеллект» и технике упражнений «n-back task», разработанной психологом В. К. Кирхнером ещё в 1958 году. На ежегодном собрании Ассоциации психологических наук, прошедшей в Вашингтоне, профессор Джон Джонидес (John Jonides) из университета Мичигана выступил с новыми данными, демонстрирующими, что регулярные тренировки с использованием техники «n-назад» в течение 20 минут на протяжении 20 дней значительно увеличивают показатели решения незнакомых и неожиданных задач в стандартных тестах, то есть расширяют возможности "гибкого" интеллекта (fluid intelligence), выделяемого в противоположность "кристаллизовавшемуся" - накопленным знаниями и опытом, и являющимся важной частью интеллекта в целом. Улучшенные показатели сохранялись в течение трех месяцев после окончания тренировок.

В задаче n-назад (иногда ее называют игрой) испытуемому один за другим предъявляется ряд образов (визуальных, звуковых, реже иных). При этом человек должен определить и указать, встречался ли предъявляемый образ 1 позицию назад (задача 1-назад), или 2 позиции назад (задача 2-назад), или 3 позиции назад (задача 3-назад), и так далее. Чем больше n, тем сложнее задача. Существует модификация задачи, называемая двойная n-назад, где человеку предъявляется одновременно два ряда образов. Может использоваться и тройная n-назад задача, в которой предъявляется 3 ряда образов, и так далее. Ряды образов могут задействовать разные органы восприятия, например: первый ряд образов — произносимые вслух буквы, второй ряд — карточки разных цветов, третий ряд — расположение чёрных кружков на карточках. Для развития профессиональных навыков могут так же использоваться звуки музыкальных инструментов различной частоты, позиции фигур на шахматной доске, фотографии людей, и прочее. По данным исследования, Susanne M. Jaeggi и соавт., 2008, 2010, показано, что регулярные тренировки в выполнении задачи «n-назад» способны за короткий период значительно развить гибкий интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться.




Библиография:
1. С. В. Медведев Цена возможностей и сверхвозможностей мозга // http://wsyachina.narod.ru/biology/brain_23.html
2. Rui Nouchi, Yasuyuki Taki, Hikaru Takeuchi, Hiroshi Hashizume, Takayuki Nozawa, Toshimune Kambara,Atsushi Sekiguchi, Carlos Makoto Miyauchi, Yuka Kotozaki, Haruka Nouchi, Ryuta Kawashima // Brain Training Game Boosts Executive Functions, Working Memory and Processing Speed in the elderly: A Randomized Controlled Trial // PLoS One. 2012;7(1):e29676.
3. Wolinsky FD, Vander Weg MW, Howren MB, Jones MP, Dotson MM. // A randomized controlled trial of cognitive training using a visual speed of processing intervention in middle aged and older adults // PLoS One. 2013 May 1;8(5):e61624.
4. Kueider AM , Паризи JM , валовой AL , Rebok GW . // Сomputerized cognitive training with older adults: a systematic review // PLoS One. 2012;7(7):e40588
5. Maseda A, Millán-Calenti JC, Lorenzo-López L, Núñez-Naveira L. // Efficacy of a computerized cognitive training application for older adults with and without memory impairments. // Aging Clin Exp Res. 2013 Jun 19
6. Nouchi R, Taki Y, Takeuchi H, Hashizume H, Nozawa T, Sekiguchi A, Nouchi H, Kawashima R. // Beneficial effects of short-term combination exercise training on diverse cognitive functions in healthy older people: study protocol for a randomized controlled trial. // Trials. 2012 Oct 29; 13: 200
7. S. M. Jaeggi, M. Buschkuehl, J. Jonides and W. J. Perrig // Improving fluid intelligence with training on working memory// PNAS. doi: 0.1073/pnas.0801268105 April 28, 2008
8. Kirchner W. K. // Age differences in short-term retention of rapidly changing information.// Journal of Experimental Psychology. 55(4), 352—358, 1958.